Как просто работать в Linux'е
Это заметка о том, как просто работать в Linux. Не в том смысле, что работать в Linux'е - просто (работать вообще очень сложно, как говаривал Антон Павлович Чехов). А о том, как, работая под Linux'ом, выполнять свою повседневную работу. Каковая (по крайней мере для меня) включает набор текстов для последующей печати или помещения в Сеть, подготовка и вставка иллюстраций, как растровых, так и векторных, просмотр Сети.
Кроме того, естественно, постоянно необходимы всякого рода файловые операции. А также какое-никакое музыкальное сопровождение (что поделать, привык). Ну и не все равно, в какой среде все это происходит, не только с функциональной, но и с эстетической точки зрения.
Поскольку именно среда во многом и определяет впечатление от системы, с нее то мы и начнем. Все ниже сказанное относится к Linux Mandrake 6.0 Russian Edition. В которой оконной средой по умолчанию является KDE, содержащая встроенные средства, позволяющие (по крайней мере теоретически) как-то решать почти все перечисленные проблемы. И так,
Оконная среда KDE
В отличие от большинства прочих оконных менеджеров, KDE представляет собой действиетльно интегрированную среду, содержащую базовые средства для решения ряда повседневных задач. Писалось о ней не мало, поэтому я остановлюсь только на моментах, важных для меня лично, или почему-либо привлекших мое внимание.
Внешне (рис. 1) KDE имеет нечто общее с Windows 9x или оболочкой OS/2. Хотя спутать ее с обеими - невозможно. Это, с одной стороны, обеспечивает чувство смутного знакомства (и не обескураживает, как экзотика, скажем, Enligtenment'а), с другой - будит здоровое любопытсво, не вызывая скуки, появляющейся при взгляде на, к примеру, fvwm2 (не для того же, в самом деле, мы ставили X-Window, чтобы лицезреть великую кнопку Start).
Рис. 1. Оконная среда KDE, файловый менеджер kfm (на заднем плане) и встроенный в него браузер (на переднем плане)
Правда, и в KDE нечто вроде такой кнопки (называемой K) имеется. Она расположена в начале панели программ (по умолчанию - внизу экрана, но может помещаться с любой стороны). Пргораммная панель отделена от панели задач (которая по умолчанию - верху). Так что места достаточно для любого разумного количества кнопок и запущенных приложений (а если учесть еще минимум три рабочих стола - то более чем достаточно).
Кроме положения панелей, настраивается и почти все остальное: цвет и узор фона, цветовые схемы в целом, экранные шрифты. Правда, выбор последних, особенно русских, удручающе узок, а имеющиеся с точки зрения эстетики и читабельности далеки от совершенства.
Кроме того, в комплекте имеется набор тем рабочего стола; некоторые - весьма симатичны. Разумеется, в качестве обоев можно использовать и свои картинки (в любом из обычных растровых форматов).
Однако хватит об эстетике, поговорим о функциональности. В этом плане один из важнейших аспктов для пользователя -
Средства управления файлами
Здесь таковое именуется kfm (K Files Manager). Организована она в стиле Windows'кого Explorer'а. Мне то больше нравятся системы типа Nortona, FAR'а при прочих Windows Commander'ов. Но эта - довольно удобна.
Kfm функционирует в двух режимах - обычном пользовательском и суперюзерском (в последнем случае при запуске в терминале запрашивается пароль root'а). Функционально они аналогичны, различаясь только правами доступа.
Управление kfm - браузероподобное (см. рис. 1, задний план). Имеются кнопки - Вверх, Вперед, Назад, Домой. Щелчок (одинарный) на текстовом файле автоматически вызывает редактор kedit (о котором - дальше), на графическом - вьювер kview.
Операции над файлами (копирование, удаление, открытие и прочее) осуществляются до безобразия просто - щелчком правой клавиши вызывается всплывающее меню, из которого выбирается соответствующий пункт. Можно работать как с одинокими файлами, так и с целыми каталогами и подкаталогами любой степени вложенности.
Так, чтобы скопировать некий каталог (хоть диск целиком, ведь разница между каталогом и устройством - нет), выбираем пункт "Скопировать" в исходной точке, переходим в целевую и выбираем - "Вставить". Правда, команды "Переместить" нет, для этого надо вернуться обратно и удалить исходный каталог. Для удаления есть два режима - безвозвратное (как известно, в UNIX'е нет аналогов unerase, undelite etc.) или путем помещения в корзину (аналогичную таковой Windows; правда, как настроить или хотя бы определить ее размер - так и осталось для меня загадкой).
Кстати, что раздражает человека, непривычного к UNUX'у - это всякого рода права доступа. Часто хоть тресни, а скопировать или перезаписать файл не удается. Пока не вспомнишь, что создал его (а то и целый каталог) в роли root'а. Конечно, kfm в режиме суперпользователя позволяет изменить принадлежность файла пользователю и группе, а также изменить для них права доступа. Однако, в отличие от копирования, это приходится делать по одному, что - скучно. Проще сделать это в командной строке посредством команд chgrp, chown, chmode с параметром -R (рекурсивно, то есть включая все вложенные подкаталоги и их файлы).
Сетевая ориентированность kfm (в нем, как и в последних Explorer'ах, нет разницы - работаете Вы с файлами на локальном диске или на сколь угодно удаленной машине; но реализовано это не столь навязчиво, как в Windows) подчеркивается тем, что в него встроен собственный браузер.
Это - не бог весть что по сравнению с современными Explorer'ами и Communicator'ами, но все минимально необходимые функции в нем есть (см. рис. 1, передний план). Правда, не поддерживается JavaScript и Java, а также фреймы. Зато работает чрезвычайно быстро. Кроме навигационных целей, его удобно использовать для просмотра простых страничек, создаваемых в kedit'е или kwrite, но об этом позднее
Раз уж здесь зашла речь о браузерах (ведь это тоже в какой-то мере средство работы с файлами) - скажу еще пару слов , что бы потом не возвращаться к этой теме. Вместе с KDE (и встраиваясь в него) в комплекте идет Netscape Communicator версии 4.6. Что про него скажешь - Netscape как Netscape, полный аналог соответствующей по номеру версии для Windows, с Composer'ом и Messager'ом (но, хвала аллаху, без AOL'а, избавиться от которого в Windows - задача не из самых простых). Автоматически устанавливается plug'in для просмотра Shockwave, хотя, скажем, проигрывателя Real'овских файлов или VRML-вьювера - нет. Хотя, возможно, их можно каким-то образом доустановить: попытка запустить RealVideo вызвала предложение это сделать. За отсутствием Сети - проверить не смог.
По той же причине не проверял, как функционирует почтовый клиент. А к Composer'у у меня отношение отрицательное в любом исполнении (из-за его постоянных неразрывных пробелов, навязчивого метаполя generated и вообще стремления переиначить введенные руками тэги).
Ну вот, с файлами в первом приближении разобрались. Теперь посмотрим, чем же они (файлы) делаются. Здесь важнейшими для меня являются
Средства работы с текстами
Для этого традиционно служат текстовые редакторы и текстовые процессоры. О чем и хочу сделать несколько предварительных замечаний.
Одна из причин моего приобщения к Linux'у - неудовлетворенность современными текстовыми процессорами. Со временем они не становятся лучше, а становятся только больше. А вопрос этот меня весьма трогает - я использую процессоры не по прямому, якобы, назначению - для набора текстов. Для этого лучше подходят максимально простые редакторы - меньше отвлекающих факторов, ведь я не столько набираю, сколько - придумываю. А в современном процессоре трудно не поддаться порочному занятию параллельного форматирования, что мешает потоку творческого сознания.
Для меня процессоры - в первую очередь инструмент верстки. Так уж сложилось исторически. То, с чем я имею дело - многостраничные, довольно сложно структурированные документы (научного, так сказать, содержания). Ни PageMaker, ни QuarkPress для этих целей категорически не подходят, что бы не говорили их адепты. А в специально предназначенный для такого FrameMaker поддержку русского языка так никто и не удосужился вставить (баловство это - наука по русски). Не верстать же, право, в старой DOS'овской Ventura с ее GEM'ом...
Вот и приходится пользоваться текстовыми процессорами. А с точки зрения верстки они просто деградируют (за исключением WordPerfect'а, но уж шибко экзотичен он у нас).
Достаточно посмотреть, во что превратился AmiPro (уже в версии 3.0 он содержал практически все, что нужно), сменив свое милое сердцу имя друга профессионала на безликий - WordPro. А уж чего стоит такое достижение микрософтовской творческой мысли, как невозможность (в 97-м Word'е) создать пустой фрейм? Все никак не удосужусь проверить, исправлено это в двухтысячном Word'е, или возведено в ранг пренепременной фичи.
Но ведь есть же TEX, специально предназначенный именно для научных текстов, скажете Вы мне. Верно. Но исторически, не будучи математиком, дел с ним не имел и не знал. Учить что-то просто так, впрок, без сиюминутной потребности, я не умею. А поскольку верстальные задачи имеют свойство появляться неожиданно и требоваться - вчера, времени на освоение TEX'а в процессе работы не оставалось. Приходилось пользоваться тем, что уже и так знаешь.
Вот я и решил совместить освоение TEX'а с приобщением к Linux'у. Поскольку он в последнем реализован многобразно и хорошо. В том числе - и для русскоязычных текстов. Здесь я, однако, об этом писать не буду, поскольку верстку текстов к простым задачам отнести сложно.
Порастекавшись мыслию по древу текстовых процессоров, вернусь. однако, к нашим баранам, то есть к редакторам. Тем, которые идут в комплекте с KDE.
Их - два, kedit и kwrite. Они ориентированы на разные задачи и, соответственно, отличаются функционально.
Kedit (рис. 2) - простенький редактор вроде Notepad'а. Имеет все необходимое для набора текстов - выделение, копирование, вставка, поиск и замена, и так далее. И - ничего лишнего для их форматирования. Нужные настройки также присутствуют: можно изменить цвет фона и текста, шрифт и (для русского языка) кодировку. В общем, спартанский набор наборщика (простите за тавтологию).
Рис. 2. Kedit - простой текстовый редактор
Kwrite функционально ближе к редакторам типа Aditor'а или TextViewer'а (рис. 3). Он предназначен скорее для писания исходных текстов программ. Помимо обычных настроек, позволяет цветом выделять языковые конструкции (тэги html, синтексис C, Java и прочих). В общем, типичный редактор для программиста.
Рис. 3. Kwrite - развитый текстовый редактор для программистов.
Как видите, для человека, ориентирующегося на Сетевое, если так можно выразиться, писание, средства более-менее достаточные: в kedit'е удобно набирать тексты любой длины (не отвлекаясь на форматирование), в kwrite - проставить тэги (хотя средства автоматизации этого процесса, естественно, отсутствуют). А для просмотра результатов можно использовать браузер из kfm.
Разумеется, мало-мальски сложный сайт в kwrite не сделать, так как остутствуют средства проверки ссылок, целостности проекта и тому подобные атрибуты развитых html-редакторов. Однако - уж получше Notepad'а, который многие профессиональные web-мастера считают лучшим web-редактором всех времен и народов. Правда, думаю, все же лукавят.
Если же нужно самовыразиться на бумаге (хотя бы в виде милой сердцу постсоветского бюрократа и головотяпа служебной записки) - штатного инвентаря KDE, конечно, мало. Ведь даже выровнять по правому краю ключевые слова - Тому-то от такого-то - и то нельзя. Требуется какой-никакой текстовый процессор. Однако об этом - как-нибудь в другой раз. А пока - о следующем необходимом моменте повседневной деятельности, а именно - о
Работе с графикой
Первое, о чем тут хочется сказать - это о программке ksnapshot (рис. 4), предназначенной для снятия экранных копий (так называемых скриншотов). Она несколько напоминает Capture из Corel'овского комплекта, хотя и попроще. Позволяет снять весь экран или только активное окно, скрыв или, напротив, выведя на первый план окно самого ksnapshot'а; в отличие от Capture, нельзя скопировать объект произвольной формы. Результаты можно сохранить в виде gif, jpeg, bmp и пара мне неизвестных типов. Как ни странно, среди выходных форматов отсутствует tiff.
Рис. 4. Knapshot - программа для снятия экранных копий.
Следующий графический инструмент - GIMP (рис. 5). Это развитый растровый редактор, может быть, и не дотягивающий до PhotoShop'а. Но функционально не уступает по крайней мере Picture Publisher или Corel PhotoPaint. Весьма удобен в обращении, все манипуляции можно выполнить щелчком правой клавиши мыши. Понимает все основные растровые форматы, в том числе и PhotoShop. Впрочем, GIMP заслуживает отдельного (и подробного) разговора. Пока же отметим, что инструмент для элементарной (и не только) обработки растровой картинки в штатном наборе - имеется.
Рис. 5. Растровый редактор GIMP
Наконец, последний из предметов первой необходимости - редактор векторный. В этом качестве выступает Killustrator (рис. 6). С ним дело обстоит похуже. Если относительно GIMP'а можно спорить, лучше он PhotoShop'а или хуже, то здесь никакие споры неуместны: Killustrator не дотягивает до уровня даже рисовальных модулей из ранних версий презентационных пакетов, вроде Freelance.
Рис. 6. Векторный редактор Killustrator
Имеется базовый набор рисовальных средств - линий, кривых Безье, овалов и многоугольников. И средства изменения их атрибутов. И все. Ни спецэффектов, ни возможности растровой подложки, ни текстурирования. И из выходных форматов - фактически только EPS. О импорте из других векторных рисовалок - и речи нет (впрочем, и пакеты для Windows этим не очень грешат).
Однако что-то я все об инструментах да об инструментах. Ведь не инструментом единым жиива работа. Не менее важна комфортная обстановка. Что заставляет обратиться
К вопросу о развлечениях
Под этим понятием я позразумеваю не игры, а, следуя порочной русско-виндовой терминологии, возможность, скажем, послушать музыку во время работы. Как обстит дело с этим?
В состав KDE входит серия мультимедийных программ - CD-проигрыватель, пара MPEG-плейеров, видеоплейер, микшер, проигрыватели wav- и midi-файлов (рис. 7). Функционально они ничуть не уступают своим аналогам под Windows.
Рис. 7. Мультимедийные средства KDE (сверху вниз и слева направо): микшер, kmpg - штатный mpeg-аудиоплейер, X11amp - развитый mpeg-аудиоплейер (аналог Winamp'а), CD-плейер
Настройка их тоже не сложна. В Mandrake (и, вероятно, в прочих клонах RedHat'а) по умолчанию поддержка звука в ядре включена. Разумеется, если Linux сам по себе поддерживает Вашу звуковую карту (если нет - вопрос не ко мне; впрочем, это неоднократно описывалось и в Сети, и на бумаге). Проверить это можно с помощью программки sndconfig (вероятно, есть и другие способы, но я их пока не знаю). Она задаст несколько вопросов (ответы на них - очевидны) и проведет тест: если Вы услышите wav и midi звуки - значит, все в порядке.
Для доступа к mpeg-аудиофайлам непосредственно в KDE необходима еще одна
процедура: дать user'у право доступа к аудиоустройству (по умолчанию этой привелегией
располагает только root). Для этого надо назваться последним (посредством su) и запустить
chmode с соответствующими ключами (точный формат команды выдается в ответ на попытку
запустить микшер, будучи user'ом). После этого Вы получаете доступ ко всей перечисленной
выше музыке.
Дополнение: давеча получил письмо от одного из посетителей моего сайта
(подписавшегося ником Ulrith. В нем приведена столь замечательная история, что не могу
не присести ее здесь. Сначала автор письма пытался настроить звук тем способом, как
описано у меня. И получалось скверно: под root'ом звук был, под user'ом - отсутствовал.
А дальше (цитирую):
"На след. день мне приснился сон (!),
в котором я решил эту проблему совершенно
идиотским способом, а именно:
пошел в рута, и в центре управления КДЕ
понавыбирал всяких звуков для всяких событий.
(Ранее я считал, что руту мультимедя не нужна -
не солидно как-то ;)
Потом пошел в себя и сделал там то же самое.
И вот тут-то оно и заработало.
Проснувшись, я подивился глупости сюжета,
но ;), все-таки проделал вышеописаное на работе.
Сон оказался в руку ;)
Такая вот эпопея с элементами мистики ;)"
(конец цитаты, как говорят телекомментаторы.
Так что и такой способ возможен. Я-то, честно говоря, поступил
очень неизящным способом: звук требовался срочно (на предмет укладывания детей спать), а
потому я просто (назвавшись root'ом) присвоил все файлы в каталоге /dev самому себе, но
уже в роли user'а...
Доступ к музыке возможен через штатный MPEG-плейер, довольно примитивный, или
через X11amp - полный функциональный аналог известного winamp'а.
Однако, на мой взгляд, удобнее воспользоваться
KJukeBox
Райнера Максимини
(Rainer Maximini). Как следует из названия, это, в сущности, база данных
mpeg-файлов, с возможностью создания и импорта плейлистов, их сортировки,
редактирования информации об исполнителях, а также развитыми средствами
конфигурирования. И, разумеется со средствами воспроизведения mpeg-файлов.
Интересной особенностью является возможность одновременного воспроизведения двух
файлов - в некоторых случаях дает весьма любопытный эффект. Но может
использоваться и по прямому назначению - например, для наложения аккомпанемента
на пение.
Если же возникает потребность в RealAudio (большинство сайтов любимой мной
авторской песни - в этом формате) - нужно обратиться на сайт соответствующей фирмы
(то есть Real ). Там с некоторых пор
доступна бесплатная
Linux-версия RealPlayer G2. Правда, из всех их серверов ни один не поддерживает
докачку. Что, в наших условиях, не есть хорошо. И, надо сказать, не все редакции работают хорошо,
а некоторые не работаю просто.
Подведем итоги
Цель этой заметки - ответить на два вопроса. Первый - может ли пользователь (не программист и не системщик), установив Linux, сразу начать выполнять некую элементарную текущую работу. С тем, чтобы проблемы операционной системы изучать по ходу их возникновения, а не перед тем, как ему надо написать страничку элементарного текста с простенькой иллюстрацией. И при этом поначалу не выходя за пределы штатных средств. Надеюсь, я выразился понятно?
Ответ, хотя и с некоторыми оговорками - положительный. Штатных средств Linux'а и XWindow (в модификации KDE) вполне достаточно, особенно если работа пользователя ориентирована, так сказать, на Сетевое представление. Разумеется, для бумажного представления, а также мало-мальски неэлементарной векторной графики, инструментария маловато. Однако не забудем, что в комплекте Windows (хоть какой версии) положение с этим еще хуже.
Конечно, это компенсируется возможностью на любом лотке с CD'юшниками набрать полный профессиональный инструментарий для любой деятельности. Правда в ворованом исполнении. А ведь - это плохо.
И не потому, что воровать грешно: заниматься любовью, говорят, - тоже грех. И не из-за юридических кар, которыми грозят нам власти предержащие по наводке производителей коммерческого софта: суровость российскиз законов всегда компенсировалась необязательностью их исполнения. И даже не потому, что ворованый программный продукт - хуже лицензионного: это ложь и провокация, поскольку первый представляет собой точную копию последнего (иначе его и нельзя было бы назвать ворованым).
А потому, что, покупая ворованый продукт, мы, хотим того или не хотим, укрепляем положение естественных (правильнее сказать - противоестественных) монополистов - производителей коммерческого софта. Автоматически способствуя вытеснению всех альтернативных вариантов. Подчас - не менее функциональных, более простых, легких и быстрых.
Я уже гоорил, что положение Word'а или Excel'а как фактического стандарта в постсоветском делопроизводстве обязано не маркетинговому гению российского представительства Microsoft'а, а исключительно усилиям пиратов. Так же как популярность прочих компонентов джентельменского набора любого пользователя - CorelDraw и PhotoShop'а. Неужели вы купили бы их за свои кровные, если вся задача - нарисовать пару кривых или подправить контрастность фотографии? Ведь для этих целей существует (или существовало не так давно) немеренно маленьких, быстрых и простых в обращении программ. Но кто же о них теперь вспомнит...
А пользователь Linux'а, приобретя дистрибутив за 5 уев (или, паче того, за казенный счет скачав его с Сети), может спокойно и с чистой совестью (а чистая совесть - великая вещь, по крайней мере, так говорят те, кто знает, что это такое) может удовлетворять свои насущные потребности. И даже - порочные склонности.
Однако я отвлекся. Вернемся к первому вопросу. Да, в Linux'е (по крайней мере при наличие KDE) можно почти сразу после установки начать набирать тексты, изготовлять рисунки, верстать все это в web-страницы. Слушая при этом арию тореадора с компакт-диска Бизе, песенки Визбора с mpeg-диска или скачанных с Сети (например, с http://www.bards.ru/ - очень рекомендую, кто любит) современных бардов в формате RealAudio.
Однако тут возникает второй вопрос: каждый ли это может? И здесь ответ - однозначно отрицательный. Работа в Linux'е не для каждого. И дело тут не в том, что нужно быть семи пядей во лбу. Хотя Linux, конечно, не для полных идиотов (помните - была такая книжка, QuarkPress для полных идиотов?). И не в том дело, что требуется некоторый обязательный минимум начальной подготовки: подготовка - дело наживное.
А в том дело, что, в отличие от Windows (но не от DOS - Windows в этом отношении развился; или - деградировал), в Linux'е невозможно обойтись набором готовых рецептов. Практически каждое, самое элементарное, действие требует чтения документации, книг, Сетевых материалом. А часто (страшно сказать) даже размышлений.
Конечно, как говорил вечно живой - любая кухарка может управлять государством. Правда, вскоре расстрелянный добавлял - под наблюдением комиссара. Так и тут. Вероятно, любая секретарша смогла бы работать в Linux'е. Под наблюдением сисадмина. Однако вопрос - захочет ли? Думается, вряд ли.
А вот для тех, кто по должностной инструкции обязан напрягать мозги и уметь работать с различными источниками информации, то есть для научных сотрудников, Linux представляется подходящим выбором. В том числе и потому, что способен пробудить любопытство, которое свойственно (или должно быть свойственно) любому научному работнику. И - дает реальную возможность это любопытсво удовлетворить.
А ведь если при советской власти наука являлась способом удовлетворения любопытства индивидуума за счет государства, то теперь его приходится удовлетворять любым доступным способом. А Linux - не только достойный, но и один из наименее дорогих способов такого удовлетворения.
Алексей Федорчук
Щербинка, 4 августа 1999 года
дополнено 15 августа
В начало
К оглавлению
На главную страницу
Copyleft by
Alex Fedorchuk